Лечебные и реабилитационные центры

Испанские общины

Особо хочется рассказать о так называемом "испанском варианте". Последнее время в различных городах нашей страны открываются представительства "испанских общин", где химически зависимым и их родственникам предлагается "особый" и "надежный" способ лечения наркомании и других зависимостей. Так вот - не верьте!!! Все эти организации, представленные в России, - это баптистские религиозные общины. Я ничего не имею против баптистского направления протестантской христианской веры. И я не против реабилитационных общин типа "дэй-топов" в США, где процесс помощи химически зависимым основан на положительном влиянии коллектива на личность наркомана или алкоголика, на приобщении его к труду, на обучении ответственности, жизни по закону. Но я против профанации хорошей идеи использования возможностей терапевтического сообщества (общины) для помощи химически зависимым. Эта идея была еще в 30-х годах хорошо изложена отечественным педагогом А. С. Макаренко в произведении "Флаги на башнях". Я против, когда на наркоманах и их родственниках наживаются, беря деньги за "отправку в Испанию"! Я против того, чтобы у приезжающих в подобную общину отбирали паспорта и заставляли бесплатно работать на плантациях, на мебельных фабриках и в портах грузчиками и подсобными рабочими! Против бездумного приобщения к христианской вере путем формального повторения молитв, без объяснения смысла веры в Бога. Я против склонения пациентов этих общин к отречению от православной веры и к принятию баптизма. Результат таких поездок закономерен: разочарование, материальные потери, срыв, дальнейшее пребывание на нелегальном положении в Испании, где условия для употребления более благоприятны, чем в России… Можно понять тех родителей, которые хотят "спрятать", "уберечь", "изолировать" своего ребенка, но поверьте мне: "испанский вариант" - не лучший способ лечения от химической зависимости.

Православные общины

В связи с этим хотелось бы сказать несколько слов о наших христианских православных общинах, где проводится лечение больных алкоголизмом и наркоманией. Опять-таки сама идея позитивно преобразовать личность наркомана или алкоголика посредством веры в Бога и общинного (коллективного) воздействия прекрасна. Действительно, если химически зависимый человек примет христианскую веру не формально, а, как говорится, "всей душой", и станет жить "по вере", шанс на дальнейшее успешное выздоровление у него несомненно повышается. Но ох, как непросто достучаться до души наркомана или алкоголика, - души, истерзанной болью, страхом, недоверием и безверием. Мой собственный опыт работы с химически зависимыми показывает, что этот процесс преобразования души и принятия "истинной веры" очень труден, длителен. Он требует от тех, кто эту веру проповедует, знаний в области наркологии, педагогики, религии, а также соответственных личностных качеств и глубокой личной веры. Хотелось бы надеяться, что люди от церкви, которые оказывают помощь химически зависимым, имеют эти знания и качества. Мой опыт наблюдения за православными общинами говорит о том, что у руководителей этих общин присутствует вера в Бога. Но при этом как правило отсутствуют опыт и знания в области организационных и педагогических принципов функционирования такой общины, необходимые для того, чтобы эта работа была эффективна. А основные принципы работы реабилитационной общины заключаются в следующем:

1) строгая дисциплина и полный отказ от употребления любых химических веществ;
2) жесткая иерархия среди членов общины;
3) обязательное выполнение всех правил общины всеми её участниками;
4) длительность нахождения в общине (от 1 до 4 лет);
5) постоянная занятость всех членов общины общественно полезным трудом;
6) изолированность, насколько это возможно, от окружающего мира;
7) педагогические подходы к личностному преобразованию её членов.

Несоблюдение вышеперечисленных принципов и подходов в конечном итоге ведет к саморазрушению общин. Однако у меня есть надежда, что православные общины, существующие ныне или создаваемые вновь, все-таки обретут в будущем необходимый профессиональный опыт, преодолеют "закрытость ума", прекратят "изобретать велосипед", перестанут выдавать желаемое за действительное и начнут применять знания и опыт мирового сообщества в решении этой проблемы. В Православной церкви накопился и положительный опыт помощи химически зависимым и их родственникам. Я имею в виду опыт внедрения и функционирования реабилитационной программы типа "Семейного клуба" священником Алексеем Бабуриным в селе Ромашково, Московской области. Эта программа, на мой взгляд, проводится квалифицированно, профессионально, и я видел людей, которые успешно выздоравливают, находясь в этой программе. Отец Алексей сам в миру был врачом- психотерапевтом. Он очень хорошо знает проблему химической зависимости и строит свою работу с родственниками и химически зависимыми, исходя из концепции помощи наркоманам и алкоголикам через семью, оказывая психологическую и духовную помощь каждому члену семьи химически зависимого. Выздоравливает при таком подходе - вся семья!

Мирские общины в России

Если говорить о мирских общинах для химически зависимых в России, их не так уж много (5-6 на всю страну). На мой взгляд, в них допускаются те же ошибки, что и в христианских общинах: несоблюдение основных организационно-методических принципов. Более того, я вижу опасность превращения мирских общин в тоталитарные секты или нечто подобное, с ориентацией членов общины на одну руководящую личность (создание идола!). Как правило, это лидер или лидеры общины. Искушение властью у руководителя в общине очень велико. И если он честолюбив, властен, эгоистичен, алчен, умелый лицемер и не имеет духовного стержня, знаний, то - держись! Ваш близкий человек в этом случае может оказаться в большой опасности, он может стать орудием, "зомби" в чьих-то руках. Эту тенденцию я наблюдал в общинах в Санкт-Петербурге, в Москве, и особенно под Одессой, где общину для химически зависимых возглавляет уголовный "авторитет". Этот "учитель" и его "зона" были несколько раз показаны по ТВ, и когда я смотрел эти передачи, мне стало очень страшно за тех ребят и девочек, которых я там увидел. Кроме того, совсем недавно в реабилитационном Центре, которым я руковожу, проходила лечение бывшая "заключенная" этого лагеря. Она поведала мне, что 4 месяца не употребляла наркотики после нахождения в "Одесском рае" только потому, что боялась попасть туда снова! Браво! Умолкните, педагоги, психологи, духовники! Восхищенный мир рукоплещет бывшему ЗЭКу! "Достойное" применение его криминального менталитета и "знаний"! Кстати, за подобную "помощь" могут попросить пожертвование "браткам", и немалое.

Возврат к списку


Материалы по теме:

Статьи центра Юрия Вяльбы

Ваши комментарии:

FaceBook
ВКонтакте